Танец царя Эдипа от греха подальше: новая премьера молодёжного театра

 

Мы часто ищем причины своих бед в других людях, забывая заглянуть в себя. Прозреть внутренним зрением, как это сделал главный герой премьерного спектакля OEDIPUS («Эдип»), поставленного по пьесе древнегреческого драматурга Софокла, можно в Гомельском городском молодёжном театре.

Кажется, персонажей действа окутали не неоновые лучи, а ядовитое свечение их воспалённых нервов. Брызги конфетти, бурлеск и тёмная операционная, где препарируется сознание, – всё на контрасте.  Скальпируются человеческие пороки, но безрезультатно. Однако, стоит главному герою лишить себя того, что, как всем кажется, позволяет видеть истину, и он излечивается. Узрев свои грехи, душа освобождается от них. Так рождается новый человек, невинный как младенец. И начинается танец…  На протяжении всего действа непростую хореографию чувств в образе царя Эдипа превосходно передаёт актёр Дмитрий Попченко. Его игра завораживает, потрясает, как созерцание в бинокль атомного взрыва. И вроде бы ты в безопасности, но частицы актёрской энергии проникают в тебя, будто радиационное излучение, которому не можешь противиться, так как совершенно заворожён шаманской магией царя Эдипа.  Переродиться главному герою помогает актёрский ансамбль в составе Галины Анчишкиной, Сергея Чугая, Сергея Трухина, Ярослава Кублицкого, Дианы Возчиковой и Светланы Жуковой. И, конечно же, захватывающий мир на сцене не был бы сотворён без режиссёра-постановщика Юрия Дивакова. С ним мы и пообщались после премьеры:

– Поставить «Царя Эдипа» было моей мечтой, – делится Юрий. – В нём воплощено множество смыслов. Мне хотелось сконцентрировать внимание зрителей на таких темах, как страдание и боль, знание и безграничность мысли и вообще том, кто такой человек. В «Эдипе» выражено понятие полноты человека, да, не идеального, но человека современного и настоящего. А если затрагивать тему актуальности спектакля, то пьеса – только повод  для того, чтобы взглянуть на актуальные стороны нашей жизни.

— Юрий, почему название спектакля прописано на афишах латиницей OEDIPUS, а не носит более привычное  «Царь Эдип»?

– На мой взгляд, в этом есть музыка и какая-то интернациональная история. Мне нравится то, как выглядят латинские буквы, как они графически воздействуют и привлекают зрителей.   

– Ваш спектакль, как мне показалось, затрагивает тему одиночества. Есть ли способ преодоления этого состояния, которым может поделиться главный герой?

— Нет. Никаких способов, абсолютно. Я не предлагаю пути преодоления. Мне нравится выражение немецкого философа Фридриха Ницше, который когда-то сказал: «Невозможно обрести счастье без страдания».  Не надо преодолевать в данном случае одиночество, не нужно избавляться от страданий, потому что это часть нас. Не будет страданий, не будет и счастья. Всю нашу жизнь они идут рука об руку.

Не рискует ли спектакль превратиться в сеанс массовой психотерапии?

– Если говорить про театр, то он сам по себе имеет терапевтические моменты, и если спектакль будет похож на такой сеанс, то это неплохо и даже интересно. У меня были такие мысли, так что эта идея мне очень даже нравится.

– На какую возрастную категорию рассчитана постановка?

– На какую? Однозначно сказать не могу. Дело даже не в возрасте, а в том, насколько люди способны понимать то, что происходит на сцене. Есть зрители, которые хотят думать, могут сопереживать, и те, кто не хочет обременять себя мыслями.  В идеале мне хотелось бы, чтобы у зрителей, которые привыкли к классическим постановкам, после «Эдипа»  в голове произошёл некий диссонанс, чтобы они по-новому взглянули на мир и в конечном итоге начали размышлять о смысле человеческого бытия. Чтобы эмоции и разум работали одновременно. Даже если вы в чём-то не разберётесь, не поймёте, не почувствуете пьесу, надеюсь, постановка всё равно притянет к себе и не отпустит  на протяжении долгого времени после спектакля.

– А хотелось бы что-то из собственного творческого арсенала привнести в современный театр?

– Думаю, что все мои наработки уже взяты на вооружение режиссёрами. Просто какие-то вещи не используются на полную катушку, например техника. С помощью технических средств можно ещё больше раскрыть грани таланта актёров и сделать современный театр более зрелищным.  

Читать полностью: http://newsgomel.by/news/culture/tanets-tsarya-edipa-ot-grekha-podalshe-novaya-premera-molodyezhnogo-teatra.html?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_element_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D2%26type%3Dnews%26lang%3Dru%26find_section_section%3D-1

 

newsgomel.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *